Казань. Достопримечательности, афиша, гостиницы, новости и Казань фото
Парк динозавров в КазаниХорошая КазаньЦентр КазаниРайоны КазаниМетро КазаньВокзал КазаньПогода в КазаниРестораны на новый год 2017 

Наши Фоторепортажи

Обозрение колеса обозрения. "Вокруг света" с РивьеройОбозрение колеса обозрения. "Вокруг света" с Ривьерой
Куда съездить на выходные: Прогуляться по раифскому дендрариюКуда съездить на выходные: Прогуляться по раифскому дендрарию
Куда пойти с ребенком: "Веселая ферма" - контактный зоопарк в парке Кырлай. ФОТОКуда пойти с ребенком: "Веселая ферма" - контактный зоопарк в парке Кырлай. ФОТО
Куда съездить на выходные: Покататься по озеру в Раифском заповедникеКуда съездить на выходные: Покататься по озеру в Раифском заповеднике
А вы готовы прогуляться ночью среди оживших динозавров?А вы готовы прогуляться ночью среди оживших динозавров?

Казанский ТОП

Афиша Казани

Обзорная экскурсия по ипподрому
Бесплатные спектакли в Молодежном Театре на Булаке
Выставка обезьян в Казани
Зимний книжный фестиваль в "Смене"
Спектакль "Близкие люди"

Видео Казани

«Алабута» - пародия на песню о лабутенах по-татарски
Орёл и Решка. Казань
Новогодняя Казань 2016 видео
Достопримечательности Казани с квадрокоптера
Красивый TimeLapse от студии Аэрокадр "Fly & Movie"

Воздвиженская церковь Казань

Достопримечательности Казани » ЦерквиФото © Лосев Вадим (Disciple)
Воздвиженская церковь Казань
Воздвиженская церковь Казань, фото:
  • Воздвиженская церковь Казань фото
  • Воздвиженская церковь Казань фото
  • Воздвиженская церковь Казань фото
29 августа 2008 года состоялось торжественное освящение церкви Воздвижения Святого Креста. Мессу освящения возглавил Декан коллегии кардиналов Анджело Содано, ему сослужили епископ Клеменс Пиккель, нунций Антонио Меннини и несколько других епископов и священников
Адрес: Казань, ул. Островского, 77
Проезд: ост. ул. Айдинова
GPS: 55.782915, 49.127413

Воздвиженская церковь Казань

В воинских частях Четвертого корпуса внутренней стражи (в современном значении - военного округа), центр которого находился в Казани, было около двух тысяч католиков. Корпус включал территорию Казанской, Вятской, Нижегородской, Пермской, Симбирской губерний (в 1850 г. из Симбирской губернии выделилась Самарская).

В тех же губерниях жило около двух тысяч гражданских, в основном, ссыльных католиков. Между тем, на этой огромной территории не было ни одного католического храма. Николай I с подозрением относился к Католической Церкви, но считал своим долгом обеспечить верующим всех "терпимых" конфессий возможность религиозной жизни. Кроме того, католические священники необходимы были во внутренних районах России по чисто формальным требованиям - для приведения к присяге солдат и свидетелей в судах.

20 июня 1833 г. Николай I предписал учредить при штабах округов внутренней стражи должности римско-католических военных священников (капелланов). Казанский приход также был военным, поэтому и храм считался военным объектом. В феврале 1835 г. в Казань прибыл первый "официальный" католический священник (ранее в губернии уже жили ссыльные католические пастыри), монах-бернардинец Виктор Усаков-ский (Ушанский).

Первая часовня разместилась в здании городового магистрата (в документах его называют "дом, городской полицией занимаемый"). В 1847 г. для богослужений были наняты за 571 рубль в год помещения на втором этаже дома Киселевского. Этот дом известен тем, что в 1845-1846 гг., т.е. как раз перед тем, как там разместилась часовня, в нем жил Лев Николаевич Толстой.

В декабре 1854 г. квартирная комиссия попыталась вновь перевести часовню, но о. Галимский, который тогда был настоятелем, отказался переезжать из-за неисправности отопления и плохого состояния помещений в предложенном здании. Наконец, в декабре 1857 г. храм разместился в доме коллежского асессора Льва Осиповича Яновского - на углу улиц Большой Красной и Поперечно-Лядской (не сохранился). В этом доме он и находился вплоть до самого переезда во вновь построенное собственное здание.

История храма

В 1855 г. о. Остиан Галимский стал ходатайствовать о постройке здания католической церкви. В июле - августе 1856 г. ходатайство рассматривалось в департаменте министерства внутренних дел. Не возражал против строительства храма и православный казанский архиепископ Григорий (Постников), а по закону его согласие было обязательным. Городская дума и городской голова Авксентий Степанович Унженин тоже были согласны.

Основным аргументом для строительства было большое количество прихожан. В 1855 г. в Казани проживало около 550 католиков (по исповедальным спискам). На территории прихода, включавшего губернии Четвертого округа внутренней стражи, католиков было более двух тысяч. Последняя цифра представляется преуменьшенной: очевидно, имелись ввиду только солдаты. Примерно столько же было в этих губерниях ссыльных поляков и литовцев. В 1856 г. вопрос был официально решен министром внутренних дел и царем, а участок для строительства был определен городской думой еще 20 октября 1855 г.

В 1855 г., одновременно с ходатайством о разрешении на строительство храма, разрабатывается его проект. Его составил Александр Иванович Песке - архитектор казанской строительной и дорожной комиссии (по вероисповеданию лютеранин).

Он располагает здание в саду, в глубине участка, продольной стороной вдоль Лядской улицы, а вход помещает с торца, противоположного Арскому полю. Первоначальный проект предполагал возведение храма в псевдоготическом стиле, со стрельчатыми окнами и фризом из таких же арочек вдоль верхней части стен. К сожалению, этот проект был видоизменен - в Российской империи действовало правило, согласно которому вновь возводимые иноверческие храмы не должны были отличаться своим внешним обликом от обычных зданий.

В итоге храм был построен в стиле позднего классицизма, выделяясь на фоне рядовой застройки лишь высокими окнами с полуциркульным завершением. В следующем году, когда строительство уже шло к завершению, из Петербурга был прислан проект алтаря за подписью и печатью митрополита Могилевского Вячеслава Жилинского.

Подрядчиком на строительных работах выступал активный прихожанин и староста католического прихода коллежский асессор Лев Осипович Яновский. Строительство велось довольно быстрыми темпами, и уже 1 октября следующего 1858 г. представители строительной комиссии освидетельствовали обе постройки. Храм был освящен 1 ноября в праздник Всех Святых. В следующем году, в связи с завершением строительства, из Рима был прислан ковчег с частицей мощей Животворящего Креста Господня с патентом за подписью Папы Пия IX. Немного позднее над входом была установлена звонница, а также построена деревянная колокольня. В церкви был орган и часовня Божией Матери.

В таком виде храм Воздвижения Святого Креста простоял вплоть до начала века. Он систематически ремонтировался, подновлялся, но вид свой сохранял. Небольшие изменения коснулись звонницы, которая была перестроена "на 2 аршина выше прежней", переливался колокол "для производства звона по обычаю и способу, принятому в католических церквах" и "с добавлением весу", кресты с зеркальными вставками были заменены ажурными работы мастера Михалева. Кресты были установлены не только над звонницей, но и на крыше над главным алтарем.

Здесь следует отметить, что к этому времени в приходе был свой архитектор. Это был Лев Казимирович Хрщонович, определенный на службу в Казанскую строительную и дорожную комиссию архитектурным помощником в 1859 г. Документы свидетельствуют о том, что все производимые в приходе строительные работы велись в течение многих лет безвозмездно по его чертежам, сметам и под его "неустанным наблюдением".

Изменения произошли в интерьере церкви на рубеже веков. В1894 г. в Казани появилась городская электростанция. Настоятель о. Карл Сливовский решил за свой счет устроить освещение в храме. Таким образом, уже к осени 1898 г. церковь освещалась электричеством.

Существенным рубежом в истории храма является 1907 г. Церковь стала достаточно тесна, особенно в праздничные дни, когда она переполнялась солдатами-католиками Казанского гарнизона. Приход решает начать работы по расширению церкви. Проект перестройки составил безвозмездно Л. К. Хрщонович за год до своей смерти, и, по-видимому, это была последняя работа в творчестве этого видного городского архитектора. Его преемником стал сын - Леонид Львович Хрщонович, который и завершил работу отца.

Предполагалось возвести колокольни, две боковые часовни и сакристию, что должно было увеличить вместимость церкви на 240 человек. Внутренние работы предусматривали возведение алтаря, устройство хора и прочее. Строительство велось на пожертвования прихожан. В этом же году работы по перестройке были окончены, а в следующем году завершились работы по его отделке внутри и снаружи. 14 сентября 1908 г. церковь была открыта для богослужения и освящена.

Внешний облик храма изменился до неузнаваемости. Скромное, едва проглядывавшее сквозь яблоневые деревья здание превратилось в архитектурный ансамбль, формирующий силуэт не только улицы, но и всего района так называемого Арского поля. Новая ограда, решенная в стилистическом единстве с отстроенным вновь зданием, дополнила его архитектурный облик и составила с ним единый ансамбль.

Пять позолоченных мастером И. Фешиным крестов венчали храм. Здание сохранило присущую ему архитектуру классицизма, но, вместе с тем, в композиции главного фасада заметны мотивы, навеянные постройками романского стиля. Такое сочетание стилей, характерное для того времени, вместе с непривычным использованием скульптурной композиции придали храму романтический оттенок.

Необыкновенно богато был декорирован интерьер. Стены высокого молельного зала разделены большими окнами, простенки между которыми заполнены коринфскими пилястрами. Капители, фриз, стены хоров, замковые камни окон и кессонированный потолок с розетками - все покрыто искусной лепниной. Великолепен большой центральный плафон для люстры. Известно и имя мастера, выполнившего эти работы. Это лепщик-скульптор Филиппович. Им же выполнена лепнина на фасадах.

В зале над входом были устроены хоры, где был установлен новый орган. Они отгораживались балюстрадой с установленным на ней пюпитром. Специально для установки нового органа из Варшавы был приглашен органмейстер Блиомберг. В оконных проемах были витражи. Стены зала были покрыты дубовыми панелями, резные двери также выполнены из дуба. Вновь построенный алтарь отделан под мрамор и отгорожен решеткой с дубовыми накладками. Одновременно московской фирмой Кертинг было проведено центральное отопление.

Возрождение

Возрождение католической общины в Казани произошло в 1995 г., когда настоятелю прихода свв. апп. Петра и Павла в Бугуруслане (Оренбургская обл.), священнику конгрегации Воплощенного Слова о. Хуану Карлосу Саку удалось собрать небольшую группу верующих и зарегистрировать ее в органах власти. Через некоторое время о. Хуан Карлос переехал из Бугуруслана в Казань, затем к нему присоединились собратья по конгрегации - о. Диогенез Уркиза и о. Рауль Зеферино Апарицио.

Богослужения проходили поначалу на квартире, но прихожан становилось все больше, так что вскоре вопрос возвращения храма приобрел животрепещущее значение. Но, как это часто бывает, хозяев никто не ждал. Казанский Авиационный Институт, которому ныне принадлежит здание храма, разместил в нем уникальную аэродинамическую трубу, о быстром демонтаже которой не могло быть и речи.

К счастью, на бывшем католическом участке старинного Арского кладбища чудом сохранилась небольшая псевдоготическая часовня, которую городские власти передали общине. После капитального ремонта 20 сентября 1998 г. ее освятил епископ Клеменс Пиккель.

С тех пор прихожане собираются на молитву в собственном, хоть маленьком, но таком уютном храме. Их не так много - по воскресеньям на мессе присутствует 45 - 50 человек, по праздникам - около ста, но число их постоянно растет. В настоящее время еще семь человек готовятся принять таинство крещения. По традиции, это произойдет в пасхальную ночь. Что примечательно, все катехумены - татарского происхождения. Вообще, приход отличает мно-гонациональность: среди верующих есть поляки, русские, татары, иностранные студенты из стран Африки и Латинской Америки. Примерно половину из прихожан составляет молодежь.

Несмотря на то, что католики располагают, наконец, собственной часовней, проблема возвращения приходу исторического здания храма Воздвижения Святого Креста не теряет своей актуальности. По последним сообщениям, власти пообещали окончательно вернуть его прихожанам через два года. Очень хочется верить, что это действительно будет так и попранная справедливость будет восстановлена.

Церкви Казани

Зилантов монастырь (Успенский) Казань
Казань, ул. Архангельская, 1 (Зилантова гора)
Благовещенский собор
Казань, Кремль, 2
Петропавловский собор
Казань, ул. М. Джалиля, 21
Кизический мужской монастырь
Казань, ул. Декабристов, 98
Тихвинская церковь
Казань, ул. Худякова, 4
Лютеранская Церковь Святой Екатерины
Казань, ул. К. Маркса, 26
Храм Александра Невского
Казань, ул. Ак. Сахарова, д. 16Б
Храм Рождества Христова в селе Шуран
С. Шуран
Церковь Богоматери. Живоносный источник
Казань, пос. Савиново, 3-я Кадышевская ул., 13
Собор Покрова Пресвятой Богородицы
Казань, ул. Ульянова-Ленина, 11

Самые интересные достопримечательности Казани

Использование фотографий разрешено только с указанием АКТИВНОЙ ссылки на PhotoKzn.ru © 2007-2016
«Гид по Казани» — интересное и необычное в тысячелетней столице Татарстана. Карта сайта
Наверх
Наверх
Подпишись на нас!