Казань. Достопримечательности, афиша, гостиницы, новости и Казань фото
Парк динозавров в КазаниХорошая КазаньЦентр КазаниРайоны КазаниМетро КазаньВокзал КазаньПогода в КазаниРестораны на новый год 2017 

Наши Фоторепортажи

Обозрение колеса обозрения. "Вокруг света" с РивьеройОбозрение колеса обозрения. "Вокруг света" с Ривьерой
Куда съездить на выходные: Прогуляться по раифскому дендрариюКуда съездить на выходные: Прогуляться по раифскому дендрарию
Куда пойти с ребенком: "Веселая ферма" - контактный зоопарк в парке Кырлай. ФОТОКуда пойти с ребенком: "Веселая ферма" - контактный зоопарк в парке Кырлай. ФОТО
Куда съездить на выходные: Покататься по озеру в Раифском заповедникеКуда съездить на выходные: Покататься по озеру в Раифском заповеднике
А вы готовы прогуляться ночью среди оживших динозавров?А вы готовы прогуляться ночью среди оживших динозавров?

Казанский ТОП

Афиша Казани

Обзорная экскурсия по ипподрому
Бесплатные спектакли в Молодежном Театре на Булаке
Выставка обезьян в Казани
Всероссийская ярмарка в Казани
Зимний книжный фестиваль в "Смене"

Видео Казани

«Алабута» - пародия на песню о лабутенах по-татарски
Красивый TimeLapse от студии Аэрокадр "Fly & Movie"
Новогодняя Казань 2016 видео
Видео о Волжской Булгарии
«Легенды Казани». Первый канал

Благовещенский собор

Благовещенский собор
Благовещенский собор, фото:
Благовещенский собор Казанского кремля — выдающийся памятник русской архитектуры XVI века. Это самый удаленный образец псковской архитектурной школы и самый древний из сохранившихся памятников истории и архитектуры в ансамбле Кремля и города
Адрес: Казань, Кремль, 2
Проезд: ост. Батурина, Стадион, Цирк, ст.метро Кремлевская
Телефон: (843) 567-80-31
GPS: 55.799879, 49.106020

Благовещенский собор

С 1552 года по 1918 Благовещенский собор был кафедральным храмом Казанской епархии (в настоящее время кафедральным является Никольский собор на ул. Баумана), здесь веками совершались рукоположения священников, а с конца XIX в. и хиротонии епископов (здесь были посвящены в епископский сан Антоний (Храповицкий), Андрей (Ухтомский).

Благовещенский собор Казанского Кремля – самый удаленный образец псковской архитектурной школы и самый древний из сохранившихся памятников истории и архитектуры в ансамбле Кремля и города. Крестовокупольный, с пятью главами, покоящимися на шести столпах и тремя алтарным апсидами собор изначально воссоздавал планировку и облик Успенского собора Московского кремля, подчеркивая новый статус Казанского царства. В подклете собора нашли упокоение многие казанские архипастыри, таким образом, Благовещенский собор для Казанского края имел то же значение, что и Ризоположенский собор для Московского кремля.

Несмотря на позднейшие реконструкции, исконный псковский стиль собора прочитывается в полосе типично псковского орнамента, опоясывающей основание центральной главы, и аркатурном поясе, украшающем апсиды.

Первоначально на месте каменного собора была возведена деревянная церковь, освященная 6 октября 1552 г. (ст. ст.) в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Три года спустя была учреждена Казанская епархия, на новую кафедру с возведением в сан архиепископа был назначен игумен Селижарова монастыря Гурий Руготин.

Маленькая деревянная церковь уже не могла служить центром епархии, охватывавшей огромную территорию, включая Сибирь, и через 9 лет, в 1561 году, по указу царя Ивана Васильевича из Пскова прибыли 80 каменщиков во главе с Постником Яковлевым и Иваном Ширяем по прозванию Барма, строителями Собора Василия Блаженного и Благовещенского собора Московского Кремля.

Храм строили из волжского известняка, камень добывали на противоположном, высоком берегу Волги. 15 августа 1562 года храм был освящен первосвятителем казанским Гурием.

Купола собора в XVI веке имели шлемовидную форму. В конце XVI века к храму были пристроены боковые приделы: северный во имя св. Петра и Февронии муромских и южный во имя св. князей Бориса и Глеба, соединенными папертью, которая огибала центральный кубовидный объем собора. XVII век. В 1694 г. узкие окна Благовещенского собора были расширены.

За свою многовековую историю собор неоднократно горел – в 1596, 1672, 1694, 1742, 1749, 1757 годах. В 1742 г. мощи Св. Гурия даже выносились за канал Булак. Несмотря на пожары, сохранился фрагмент древней фресковой живописи, которой был украшен весь храм в XVI - XVII веках – это образ Казанской Божией Матери в алтарной апсиде, который был открыт в ходе реставрации в 90-х гг. XX века.

В XVIII ряд переделок изменил облик собора. В 1736 году шлемовидные купола были заменены на луковичные, а центральный купол получил завершение в стиле украинского барокко, так называемая "баня"; с западной стороны собора пристроили одноэтажную трапезную и крыльцо с лестницей. В таком виде собор запечатлен на гравюрах В. Турина, А. Дюрана, Э. Турнерелли, сделанных до новой реконструкции 1841 года.

XIX век. Страшный городской пожар 1815 году, после которого перестраивался весь центр Казани, сильно повредил и Благовещенский собор, простоявший 2 года после пожара в запустении. В этом пожаре сгорел и весь губернский архив, хранившийся в храме. Реставрацию собора начал архиепископ Амвросий (Протасов). Резьбу для нового иконостаса выполнил московский мастер Быковский. Окраску и позолоту иконостаса выполнил московский мещанин Гавриил Львов. иконы для нового иконостаса были написаны учителем Казанского народного училища, коллежским регистратором Василием Степановым Туриным.

19 июня 1821 года состоялось торжественное освящение обновленного храма.

Рядом с собором стояла церковь Рождества Христова, построенная при митрополите Казанском Маркелле в 1694 году. К 1821 году храм сильно обветшал, в связи, с чем техническая комиссия предложила разобрать церковь и построить новый теплый храм. Император Николай I, посетивший Благовещенский собор 20 августа 1836 года предложил на месте Рождественского храма выстроить новую теплую трапезную Благовещенского собора, расширив его на запад.

В 1841 году император утвердил проект казанского губернского архитектора (1834-1844) Фомы Петонди (1794-1874), по которому собор был расширен на запад, север и юг, для чего были снесены одноэтажная трапезная и старое крыльцо.

Бывшие приделы стали частью главного храма, были выстроены два теплых придела, отделенных от главного храма стенами и имевших отдельные входы. Левый был освящен в честь Рождества Христова, в память о разобранном храме XVII века, а правый - во имя Бориса и Глеба. В новой двухсветной трапезной была устроена лестница на хоры. С тех пор облик собора не изменился, если не считать построенного по проекту Петонди крыльца собора, снесенного после революции, и уничтоженной большевиками колокольни.

По указанию императора Николая I были также выделены средства для восстановления Архиерейского дома, и уже в 1841 году архиепископ Казанский и Свияжский Владимир Ужинский переехал из Воскресенского Иерусалимского монастыря в кремль.

24 августа 1842 года в Казани снова бушевал страшный пожар, пострадали почти все городские храмы, Петропавловский собор, сгорел комплекс зданий духовной семинарии, семинария была переведена в здание Казанского духовного училища, а училище переведено в Свияжский Успенский монастырь.

Благовещенский собор, расширение которого завершилось лишь два года назад, вновь нуждался в ремонте. Уже через 2 года храм был восстановлен. В 1855 году были поновлены иконы в 5-ярусном иконостасе, для чего был приглашен владимирский иконописец Тимофей Гагаев (спустя десять лет, также поновивший иконостас Петропавловского собора). Очередное подновление было выдержано в византийском стиле.

После реконструкции середины XIX века иконостас выглядел так: в нижнем, местном ряду, по правую сторону от царских врат иконы Господа Вседержителя сидящего на престоле, Св.Троицы, сошествия Господа Иисуса Христа во ад и Воскресения Христова; по левую – Благовещения Пресвятой Богородицы, Рождества Христова, Святителя Гурия. Все иконы были в серебряных ризах.

На южных и северных дверях были изображены архангелы Гавриил и Михаил. Во втором ярусе 12 праздников, а в центре над бронзовыми царскими вратами - Тайная вечеря. В третьем, деисусном ряду в центре – Вседержитель, по сторонам предстоящие Божия Матерь, Иоанн Предтеча и двенадцать апостолов; в четвертом, пророческом ряду в центре – Знамение Божией Матери и шестнадцать пророков по сторонам; в пятом праотеческом ряду в центре– Господь Саваоф с предстоящими по сторонам праотцами. Иконостас венчал крест.

Три иконы деисусного ряда иконостаса находятся сейчас в экспозиции Музея изобразительных искусств Республики Татарстан: это древний образ предстоящего апостола Павла 16 века, тонкого одухотворенного письма, и позднейшие иконы св. Георгия и св. митрополита Алексия Московского, датируемые XVIII веком, написанные также в каноническом стиле, но в достаточно примитивной провинциальной манере.

Своды новой пристроенной с запада теплой трапезной части собора были украшены уникальным циклом росписей, связанным с историей Казани. Фрески изображают: обретение, и прославление чудотворной Казанской иконы Божией Матери; рукоположение митрополитом Московским Макарием архиепископа Казанского Гурия; обретение митрополитом Ермогеном (будущим патриархом) святых мощей святителей Гурия и Варсонофия, также на стенах собора изображены святые, которым были посвящены казанские храмы, в том числе свв. Киприан и Иустиния, Кизические мученики, благоверные князья Феодор, Давид и Константин.

В 1892 году ключарём, а позже и настоятелем храма стал протоиерей Андрей Поликарпович Яблоков, выпускник Казанской духовной академии, оставивший подробное описание собора.

XX век. Следующая капитальная реконструкция собора была проведена в 1906-09 гг. По проекту казанского епархиального архитектора (1894-1912) Федора Николаевича Малиновского (1864-?) пол на солее и в алтаре был выложен узорчатой мраморной плиткой, сохранившейся до настоящего времени, поновлена стенная живопись. В храме было устроено паровое отопление и электрическое освещение. После реконструкции левый придел был освящен во имя святителя казанского Гурия.

Колокольня. В 1630-1640 гг. по благословению казанского митрополита Матфея, рядом с собором была воздвигнута белокаменная колокольня высотой более 50 метров, построенная на месте деревянной звонницы. В первом ярусе колокольни находился самый большой колокол Казани, его вес составлял 1.500 пудов (около 24570 кг).

В XVIII веке колокольня имела часы с боем, а рядом с колокольней, в ограде, окружавшей собор, была надвратная церковь Похвалы Пресвятой Богородицы, разобранная при архиепископе Казанском и Симбирском (1785 -1799) Амвросии Подобедове.

Колокольня примыкала к крыльцу трапезной части собора, по высоте 5-ярусная колокольня лишь немного уступала башне Сююмбике. Три яруса огневидных кокошников восходили от последнего яруса к основанию купола (первоначально шлемовидного). По мнению М. Пинегина колокольня представляла собой «сочетание татарского вкуса с древне-русским: первые этажи возведены под сильным влиянием архитектуры соседней Сююнбекиной башни, а у верхних – стиль колокольни Ивана Великого. Вместо крыши она живописно покрыта разными теремками…». Колокольня увенчивалась «прорезным крестом с венцом и голубицею Ноева ковчега».

В 1928 году Колокольня Благовещенского собора была разрушена. Сейчас на ее месте находится сквер, к югу от собора.

Под колокольней находился храм, первоначально освященный в честь св. мученицы Ирины, в конце XVIII в. из-за ветхости он был закрыт. Усердием архиепископа Казанского Филарета этот храм в 1832 г. был возобновлен на средства казанского купца, городского головы (1830 по 1832 г.) Никифора Осиповича Чижова и освящен во имя казанского чудотворца св. Германа.

В 40-е годы XIX века в западной части трапезной было устроено потаенное помещение для богатейшей соборной ризницы. В ризнице хранились: иконы, драгоценные литургические сосуды, вклады знатных людей, государственных деятелей, церковных иерархов; редкостной работы иерейские и архиерейские облачения; золотые и серебряные панагии, украшенные изумрудами, жемчугом и алмазами и другие соборные святыни.

29 августа 1919 года казанские чекисты планировали конфисковать соборную ризницу «как не имеющую исторического значения» с последующей утилизацией. И лишь благодаря мужеству казанского искусствоведа Петра Максимилиановича Дульского и профессора Казанского Университета (1918-22) Иринарха Аркадьевича Стратонова, удалось частично сохранить собрание ризницы Благовещенского собора. Уцелевшее содержимое ризницы передали на хранение в Губернский музей (ныне национальный музей Республики Татарстан).

Собор обладал ценнейшим собранием старопечатных и рукописных книг XVI-XVII вв. После разорения собора большевиками значительная часть книг из коллекции Благовещенского собора пополнила фонд Казанского университета. На всех книгах из церковной ризницы сохранилась рукописная помета «К.К.С.» (Казанский кафедральный собор). Многие книги были подарены храму от именитых особ, церковных иерархов.

Среди чудом уцелевших ценнейших книжных экземпляров соборной коллекции, хранящихся ныне в Национальном музее Республики Татарстан, – Ефремово (по имени митрополита Казанского Ефрема) Евангелие, напечатанное в Москве в 1606 году «мастерством Анисима Михайлова сына Радишевского – волынца и прочих любезно трудившихся».

Главной святыней Благовещенского собора в течение столетий была рака с мощами строителя собора первосвятителя казанского Гурия. Святитель Гурий упокоился 5 декабря 1563 года и был похоронен за алтарем соборного храма Спасо-Преображенского монастыря. Спустя 31 год 4 октября 1595 года при закладке нового каменного храма монастыря мощи святителя были обретены нетленными и положены в новом монастырском соборе. 19 июня 1630 года св. мощи были перенесены казанским митрополитом Матвеем в Благовещенский собор и положены у северной стены в устроенной казанским дворянином Саввою Тимофеевым Аристовым серебряную раку, на которую князь Б. И. Черкасский в 1633 г. пожертвовал шитый золотом и серебром покров с изображением святителя Гурия в рост. Над ней был сооружен резной золоченый балдахин на средства казанского ямского охотника Тимофея Шаланина. В середине XIX века казанский купец Петр Свешников устроил новую раку, на что пожертвовал 5000 рублей.

Около раки хранилась фелонь святителя Гурия шитая из шелковой узорчатой ткани – «камки» и его деревянный жезл, устроенный так, что престарелый святитель мог опираться на него грудью, что облегчало молитвенные бдения св. Гурия.

Келья Святителя Гурия

В ходе реконструкции собора в 1841 году под Борисоглебским приделом была открыта келья святителя Гурия – небольшая каморка, сложенная из того же волжского камня, что и собор, в которой святитель уединенно молился, как написано в Житии «обнощное стояние присно в молитвах выну принося к Богу, во келии близ… Бориса и Глеба» .

На стене был обнаружен написанный, вероятно самим святителем, минеральными красками Нерукотворенный Образ Спасителя, краски которого становятся ярче год от года. Келья сразу стала объектом паломничества казанцев, вскоре для фрески был устроен киот, стены оштукатурили, с запада прорезали дверь. Несколько позднее на средства старосты собора В.Ф.Булыгина к келии была пристроена часовня, сохранившаяся до наших дней.

Некрополь Благовещенского собора

Захоронения в храмах были в традициях российской религиозности такой привилегии удостаивались церковные иерархи, цари и великие князья, храмоздатели и ктиторы (лица, пожертвовавшие крупные суммы на монастыри и храмы).
Кафедральный Благовещенский собор Казанского кремля более 400 лет служил местом упокоения многих казанских архиереев (источники упоминают около 17 захоронений казанских митрополитов и архиепископов): первым в соборе был погребен в 1575 г. четвертый казанский владыка Вассиан. Последним – в 1910 архиепископ Казанский и Свияжский Никанор (Каменский). В 1840 году при реконструкции собора захоронения из старого Борисоглебского придела были перенесены под алтарь, имена казанских владык были обозначены надписями на каменных плитах.

В подклете Благовещенского собора, под алтарем главного храма находился храм во имя Всех святых, устроенный в 1896 году архиепископом Казанским Владимиром (Петровым) и архиепископом Павлом Лебедевым на средства госпожи Еропкиной из купеческого сословия. В храм вела дверь в главной апсиде собора.

В 1907 г. в ходе капитального ремонта собора вскрыли пол, и профессор Казанского университета А.И. Александров установил точные места погребений, после чего были установлены таблички с именами архиереев. Захоронения в подвальном храме собора и Борисоглебском приделе разорены в советское время. Захоронения в главном храме возможно сохранились.

Собор в советское время

В сентябре 1918 г. Казань осадили красноармейцы. Ленин приказал выбить белочехов любой ценой – «Город не жалеть», – писал Ленин, и город не жалели: большевики прямой наводкой стреляли по кремлю из пушек, установленных на холме порохового завода – все пять куполов собора были разрушены прямыми попаданиями снарядов. Внешний облик был воссоздан только в ходе реставрации собора в 1973 -84 гг., незадолго до перестройки.

В 1918 году, овладев городом, большевики закрепились в кремле, объявив его военным городком, вход для горожан был закрыт, все организации выселены, все 7 кремлевских церквей – закрыты. Епархиальное управление по распоряжению временно управляющего епархией епископа Анатолия было перенесено из архиерейского дома в кремле в Иоанно-Предтеченский монастырь. Роль кафедрального собора стал выполнять самый большой храм Казани – Казанский собор Богородицкого монастыря.

Верующим позволили вынести из собора только раку с мощами святителя Гурия и несколько икон. Св. мощи строителя Благовещенского собора перенесли в храм Николы Тульского Казанско-Богородицкого женского монастыря. После закрытия монастыря мощи были перенесены в Петропавловский собор, ныне почивают в церкви Ярославских чудотворцев на Арском кладбище, частица св. мощей вложена в воссозданную раку святителя в Благовещенском соборе.

Богатейшее собрание икон, литургических сосудов, мелкой пластики, шитья, рукописных и старопечатных книг и других церковных святынь было разграблено большевиками, многие ценности пропали бесследно. Сохранилось только 3 иконы из иконостаса (в музее ИЗО Казани), малая часть книг в библиотеке КГУ и музее РТ, и часть предметов из ризницы.

В 1920 году власти позволили в соборе служить обновленцам, но в 1925 году снова закрыли храм и передали музейному отделу. В 1921 году некоторое время еще действовала домовая церковь во имя свтт. Гурия, Варсонофия и Германа Казанских бывшего архиерейского дома. В 1922 году уничтожили колокольню. Несколько позднее разломали построенное по проекту архитектора Фомы Петонди крыльцо, ведущее в храм, так что дверь в собор еще долгое время находилась на 3 метра выше земли.

В конце ноября 1923 года архимандрит Питирим (Крылов), настоятель Благовещенского собора, был арестован и сослан на 3 года в Соловецкий лагерь. В мае 1929 года Казгорсовет просил Президиум ТЦИКа разрешить разбор закрытых церквей, в том числе Благовещенского собора. Через месяц, учитывая острую нужду в строительных материалах Президиум ТЦИК разрешил Горсовету разобрать часть зданий кафедрального собора, к чему дал распоряжение приступить уже 27 июня 1929 года.

Несмотря на то, что Государственная Академия Истории Материальной Культуры изучив состояние храма с 23 июня по 14 июля 1929 года нашла состояние кафедрального собора удовлетворительным, секретным постановлением от 26 ноября 1929 года за № 1107/с по вопросу разбора собора, Президиум ТЦИК и НКВД не увидели «необходимости в особом постановлении Президиума, так как церковь давно уже закрыта особым постановлением ТЦИК, и вопрос о разборе является лишь вытекающим из бывшего постановления о ликвидации». В начале марта 1932 года ускоренными темпами начали ломать церковное крыльцо и разбирать на кирпич то, что осталось от колокольни. Но сам собор чудом уцелел.

Вскоре в церкви разместили Госархив ТАССР, устроив внутри четыре яруса деревянных перекрытий. В подвальном храме, служившем некрополем казанских архиереев устроили овощехранилище, в келье святителя Гурия устроили сторожку.

В 1977-1984 гг. была проведена реставрация внешнего облика собора в формах 1841 года, восстановлены купола и барабаны (украинская «баня» и 4 маковки луковичной формы). В 1987 году центральный купол позолотили.

После реконструкций и реставраций, от первоначального храма XVI века сохранились центральный объем здания с тремя апсидами и шестью круглыми в сечении массивными столбами, поддерживающими свод: 2 столба в алтаре, 4 в храме. Столбы соединяются арками, образуя 12 сводов. К XVI веку также относятся основания двух боковых каменных приделов и фрагменты фресок.

Возрождение собора

Последняя реставрация в Благовещенском соборе была проведена в 1995-2005 гг. Указом М. Шаймиева в 1995 году церковь передали в ведение Государственного историко-архитектурного музея-заповедника «Казанский кремль». В 1997 году Государственный архив ТАССР перевели в другое здание.

Для реставрации интерьера собора был создан Фонд финансовой поддержки реставрации Благовещенского собора, который возглавил генеральный директор Ю.В. Павлов. Иконописные и живописные работы с 2000 г. осуществляло межобластное научно-реставрационное художественное управление при Министерстве культуры Российской Федерации.

В работах по воссозданию икон главного иконостаса собора принимала участие бригада московских иконописцев под руководством художника-реставратора высшей категории С.Р. Брагина. Реставрацию завершили в 2005 году, к 450-летию Казанской епархии.

19 июля 2005 он был вновь освящён архиепископом Казанским Анастасием. Первую литургию в возрожденном соборе отслужил Патриарх Алексий II 21 июля 2005 г. Собор действует, первым настоятелем возрожденного храма был поставлен иеромонах Мефодий, впоследствии настоятель казанского Кизического монастыря. Именно в этот собор была перенесена знаменитая Икона Казанской Божьей Матери после ее обретения по благословению архиепископа священником ближайшего Никольского храма, будущим патриархом Московским Ермогеном.

Церкви Казани

Зилантов монастырь (Успенский) Казань
Казань, ул. Архангельская, 1 (Зилантова гора)
Петропавловский собор
Казань, ул. М. Джалиля, 21
Кизический мужской монастырь
Казань, ул. Декабристов, 98
Тихвинская церковь
Казань, ул. Худякова, 4
Лютеранская Церковь Святой Екатерины
Казань, ул. К. Маркса, 26
Храм Александра Невского
Казань, ул. Ак. Сахарова, д. 16Б
Храм Рождества Христова в селе Шуран
С. Шуран
Церковь Богоматери. Живоносный источник
Казань, пос. Савиново, 3-я Кадышевская ул., 13
Собор Покрова Пресвятой Богородицы
Казань, ул. Ульянова-Ленина, 11
Церковь Троицы Живоначальной в селе Полянка

Самые интересные достопримечательности Казани

Использование фотографий разрешено только с указанием АКТИВНОЙ ссылки на PhotoKzn.ru © 2007-2016
«Гид по Казани» — интересное и необычное в тысячелетней столице Татарстана. Карта сайта
Наверх
Наверх
Подпишись на нас!