Казань. Достопримечательности, афиша, гостиницы, новости и Казань фото
Парк динозавров в КазаниХорошая КазаньЦентр КазаниРайоны КазаниМетро КазаньВокзал КазаньПогода в КазаниРестораны на новый год 2017 

Наши Фоторепортажи

Горкинско-Ометьевский лес чудес: новая достопримечательность КазаниГоркинско-Ометьевский лес чудес: новая достопримечательность Казани
Что происходит в "Ханской деревне"? Новогодний фоторепортажЧто происходит в "Ханской деревне"? Новогодний фоторепортаж
Обозрение колеса обозрения. "Вокруг света" с РивьеройОбозрение колеса обозрения. "Вокруг света" с Ривьерой
Куда съездить на выходные: Прогуляться по раифскому дендрариюКуда съездить на выходные: Прогуляться по раифскому дендрарию
Куда пойти с ребенком: "Веселая ферма" - контактный зоопарк в парке Кырлай. ФОТОКуда пойти с ребенком: "Веселая ферма" - контактный зоопарк в парке Кырлай. ФОТО

Казанский ТОП

Афиша Казани

Обзорная экскурсия по Казанскому ипподрому
Чемпионат мира «Бои по правилам TNA на кубок TATNEFT»

Видео Казани

Видео панорама Казани, Волгара и Свияжска с вращением 360 градусов
Достопримечательности Казани с квадрокоптера
Красивый TimeLapse от студии Аэрокадр "Fly & Movie"
Новогодняя Казань 2016 видео
Церемония открытия ЧМ по водным видом спорта FINA 2015 в Казани

Старо-татарская слобода или "Казанская Рублевка"

Старо-татарская слобода или "Казанская Рублевка"
Старо-Татарская слобода возникла в незапамятные времена. Ее появление овеяно легендами и преданиями, по одной из них в стародавние времена возникла небольшое поселение с северной стороны от Кремлевского холма

Находившееся неподалеку прекраснейшее озеро еще не имело своего названия. Окруженное дубравами безымянное озеро как заколдованная принцесса находилась среди непроходимого леса. Шли годы, поселение на Кремлевском холме росло, укреплялось и вот уже вокруг него возведены мощные белокаменные стены из итильского известняка. И вот как-то раз в эти места появился известный в свое время бек Кабан. Кабан спасал свой разоренный народ от монгольских завоевателей и искал подходящее место для поселения. Бек Кабан привел с собой все свое семейство, а также родственников и немногочисленную дружину. Он то и основал недалеко от поселения на Кремлевском холме на берегу безымянного озера свое поселение. Основанный беком аул стал называться его именем, также стали называть и озеро, расположенное вблизи этого нового селения. Так объясняет легенда появление у озера названия Кабан. Бек в своем ауле со временем построил медресе и мечеть, посадил сады, отстроил свой дворец. И аул так преобразился, что сюда стали приезжать на отдых другие беки, а там и казанские ханы. Вот так согласно легенде появилось на берегу озера первое поселение татар, которое впоследствии и стало называться Старо-Татарской слободой.

Согласно летописных источников (Писцовых книгах) Старо-Татарская слобода впервые упомянута в 1566-1568 годах. В летописях говорится, что есть за проливом Булаком Татарская слобода, расположенная на берегу озера Кабан. Согласно летописей можно установить довольно точное местонахождение этой слободы. Так Писцовые книги говорят нам, что Татарская слобода была отделена дорожкой от огородов, на которых воеводы и  дьячки выращивали овощи. Принимая во внимание тот факт, что эти огороды были расположены за Ногайскими воротами большого посада, то можно сделать вывод, что упомянутая в Писцовых книгах «дорожка» это современная улица Татарстан, а значит, первоначально Старо-Татарская слобода располагалась, на правой стороне этой улицы.

Согласно летописных источников, в 16 в Старо-Татарская слобода становится большим поселением. Летописец утверждает, что к тому времени в Старо-Татарской слободе  было четыре двора боярских да приказчицких и сто пятьдесят дворов, где жили татары и чуваши. Однако татарские и чувашские дворы летом часто пустовали, т.к.  их хозяева вели кочевой образ жизни, а в Старо-Татарскую слободу возвращались только зимой. Зато согласно все тем же Писцовым книгам в каждый татарский или чувашский двор съезжалось до 10 семей или более. Таким образом, можно сделать вывод, что в то время Старо-Татарская слобода была скорее зимним пристанищем для своих жителей татар.

Обратим внимание на застройку Старо-Татарской слободы того времени. Эта застройка напоминает строения жителей Булгарского царства, что может быть подтверждением легенды о князе Кабане, основавшим это поселение и озере названном в его честь. Старо-Татарская слобода была застроена большими домами. Непременным атрибутом каждого дома были печь, расстеленные по полу циновки и нары вдоль стен. Дома в Старо-Татарской слободе строились в глубине двора так, чтобы фасадом своим не выходить на улицу. Были в Старо-Татарской слободе того времени и мечети. Мечети строились в виде прямоугольной избы, покрытой двускатной крышей с восьмигранным минаретом, увенчанным таким же восьмигранным шатром с высоким шпилем и мусульманским полумесяцем, смотрящем рожками вверх. Строились мечети обязательно на возвышенной местности, а также в местах пересечения улиц. Делалось это для того, чтобы мечети были хорошо видны верующим. В 18 веке в Старо-Татарской слободе было уже четыре мечети построенных из дерева. Первый исследователь казанских татар Фукс - в своих воспоминаниях пишет, что при мечетях были устроены начальные школы (мектебе). При больших соборных мечетях устраивались медресе (высшие школы) для обучения мальчиков с 8 до 14 лет. Поскольку девочки не могли учиться в медресе вместе с мальчиками, то их обучали в доме муллы, и учителем девочек была его жена.

Если свериться с данными переписной книги, то в 1646 году в Казани проживало примерно 20 тысяч человек, из них насчитывалось примерно 6 тысяч татар, которые в основном проживали в Старо-Татарской слободе. Слобода разрасталась, и в начале 17 века стену северной ее границы пришлось расширять, появилась в посаде третья стена, которая проходила в районе современной улицы Камала. С южной стороны Старо-Татарскую слободу окружали огороды села Плетени, которое в 17 веке перешло под управление Спасо-Преображенского монастыря. Западная граница Старо-Татарской слободы 17 века проходила там, где сейчас располагается улица Тукая, а улица Ш. Марджани можно считать ее восточной окраиной. Старо-Татарская слобода того времени представляет собой  некий клубок из маленьких улочек, переулков и тупиков, возникших по причине стихийной застройки. Центральная улица Старо-Татарской  слободы – Захарьевская (современная К.Насыри) считалась самой красивой в слободе. Здесь проживали татарские аристократы и богачи. - (потомки знатных татарских родов Камая, Байкая, а также представители высшего мусульманского духовенства. На этой же улице некогда проживали богатые торговцы Апанаевы и Юнусовы, имеющие свои лавки в разных районах Казани.

В начале 18 века, в самом конце Захарьевской улицы образовалось слободка обувщиков-кожевенников. По летописным источникам это место соответствует  точке пересечения современных улиц Казани: Кунче, Сафьян, Марджани, Насыри, Тукая. Можно заметить, что доказательством существования слободки кожевенников, изготавливающих обувь, являются сами названия улиц. Например, сафьян это сорт кожи, а кунче на татарском языке означает кожевенник.

Казань часто охватывали пожары, так в 1749 году возникший пожар частично пожег строения Старо-Татарской слободы. В сохранившемся журнале «Деятель» за 1898 год есть сообщение о том, что после этого пожара часть жителей, а именно 82 татарских двора, покинули границы Старо-Татарской слободы, и перебралось за ее пределы, образовав Ново-Татарскую слободу.

В Казани 1762 году было две мечети, мечеть «Эфенди»  была новой, она сохранилась и по сей день, расположена она на стыке улице К.Насыри и Султана, но теперь эта мечеть носит имя «Марджани». Существует поверье, сохранившееся у жителей Старо-Татарской слободы, что эта мечеть была построена по распоряжению самой Великой Императрицы Екатерины II. Екатерина как будто бы сама лично определила место для будующей мечети. Летописные источники повествуют, что когда в мае 1767 года императрица Екатерина находилась в Казани, к ней была направлена делегация татарских священнослужителей, они просили императрицу отменить существующий запрет на строительство в Казани новых мечетей из камня. Екатерина II, выслушав просьбу татарской делегации, этот запрет отменила и повелела, чтобы отныне больше не было споров в Казани, касаемых религии, и разрешила строить мечети. Сразу после этого татарские купцы стали собирать средства на строительство новой мечети. Самый большой денежный вклад сделал казанский промышленник и домовладелец – житель Старо-Татарской слободы – Ибрай Юнусов. Так началось строительство новой мечети. И в этом же году в ней совершили первый намаз. Мечеть эта много раз горела, не единожды перестраивалась и даже меняла имена: сначала Эфенди, затем Юнусовская потом Первая Приходская. В период, когда мечеть носила имя Первая Приходская муллой был приглашен видный ученый того времени, татарский историк – Шигабутдин Марджани. Великий просветитель получил образование в Самарканде и Бухаре. Вскорости, он становится имамом мечети, а впоследствии мечеть получает его имя. Рядом с мечетью Ш.Марджани устроил медресе для мальчиков. В этом медресе в одно время учился татарский композитор С.Сайдашев. Ныне это медресе представляет собой трехэтажное здание на улице Султана 4. На нижнем этаже великой мечети располагалась школа – мектебе, а сам имам Марджани проживал на центральной улице Старо-Татарской слободы.

На территории Старо-Татарской слободы есть еще одна старинная каменная мечеть. Построена она в 1768 году на месте кожевенно-обувной слободки на стыке улиц Сафьян и Кунче. Байская мечеть по тем временам имела лучшее в Казани медресе. Уже позднее это медресе было сделано отдельным строением, выходящим на современную улицу Марджани. В этом медресе прошли обучение многие татарские знаменитости: драматург Г.Исхаки, родоначальник национального татарского театра Г.Камал. Байская мечеть не раз горела и тоже меняла свое название. Одно время она была байская, потом Галеевская (по имени купца выделившего средства на ее постройку), и наконец, Вторая Приходская. В 18 веке рядом с мечетью были выстроены богатейшие и красивейшие особняки купцов Апанаевых, ныне улица Насыри 37, улица Сафьян 5. А так как эти купцы жертвовали большие суммы денег мечети, то и мечеть стали называть Апанаевской.

В 1782 году в Казани была учреждена Татарская ратуша, главой которой стали купцы Апанаевы и Юсуповы. Эта ратуша вела дела купечества Старо и Ново Татарских слобод, а к 1796 году в Казани насчитывалось 595 татарских купеческих семей. Кроме Юсуповых и Апанасовых наиболее влиятельными были купцы Усмановы, Хусаиновы, Утягановы и Утямышевы. Большинство из них принадлежало к Старо-Татарской слободе. Купцы вели торговые дела не только в своем родном городе, но и далеко за его пределами. Купцы из Старо-Татарской слободы были известны в Петербурге, Москве, Самаре, Нижнем Новгороде, Астрахани. Знали их и в Персии, и в Китае. 

На сегодняшний день Старо-Татарская слобода – одна из достопримечательностей Казани, объявленная заповедной исторической зоной. Это место, которое необходимо сохранить для потомков. 

Читайте также в разделе «История Казани»

Где в Казани найти улицу «КСКа»?День города КазаниИстория казанского ипподромаИстория Казани: улица Царевококшайская и Ягодный базарИстория театра им. Г. Камала КазаньИстория Казани: Улица БорьбыИстория и реконструкция аэропорта КазаниИстория центрального стадиона КазаниИстория театра оперы и балета им. М. ДжалиляЧто такое Сабантуй и как его отмечают

Самые интересные достопримечательности Казани

Использование фотографий разрешено только с указанием АКТИВНОЙ ссылки на PhotoKzn.ru © 2007-2016
«Гид по Казани» — интересное и необычное в тысячелетней столице Татарстана. Карта сайта
Наверх
Наверх
Подпишись на нас!