Казань. Достопримечательности, афиша, гостиницы, новости и Казань фото
Хорошая КазаньЦентр КазаниРайоны КазаниМетро КазаньВокзал КазаньПогода в Казани 

Наши Фоторепортажи

Стоит ли идти на цветочный фестиваль 2018 в Казани - фотоотчетСтоит ли идти на цветочный фестиваль 2018 в Казани - фотоотчет
Фотоотчет: Зимняя красота голубых озерФотоотчет: Зимняя красота голубых озер
Куда поехать в выходные: Камень желаний в Билярске и Святой Ключ. Фото и легендыКуда поехать в выходные: Камень желаний в Билярске и Святой Ключ. Фото и легенды
Новая набережная в Лаишево - проект "Камское море"Новая набережная в Лаишево - проект "Камское море"
Горкинско-Ометьевский лес чудес: новая достопримечательность КазаниГоркинско-Ометьевский лес чудес: новая достопримечательность Казани

Казанский ТОП

Афиша Казани

Видео Казани

Видео панорама Казани, Волгара и Свияжска с вращением 360 градусов
Достопримечательности Казани с квадрокоптера
Орёл и Решка. Казань
Новогодняя Казань 2016 видео
Видео о Волжской Булгарии

Особенности татарского фольклора

История Казани » История КазаниФото © ФотоКазань
Особенности татарского фольклора
Каждый народ мира уникален, и неповторима его душа, сокрытая в духовном творчестве – фольклоре. Татары – древний народ с великой историей и богатейшим культурным наследием, а татарский фольклор с первых секунд знакомства с ним поражает своей самобытностью

Мифология татар в фольклоре

Чтобы лучше понимать татарские песни, танцы, баллады, поэмы и т.д., нужно иметь хоть какое-то представление о мифологии этого народа. Все мифы татар делятся на несколько тематических групп, среди которых выделяют такие:

  • o отношения между животными и людьми;
  • o устройство мира;
  • o боги;
  • o представители, так называемой, низшей мифологии.

Мифы находят свое воплощение в устном народном творчестве татар еще доисламской эпохи. В сказках, песнях и других произведениях люди часто встречаются с животными и, либо враждуют, либо совместно решают какие-то задачи. А еще чаще они превращаются друг в друга: например, волк - в красавца-джигита, голубка – в прекрасную кроткую девушку…

Из сохранившихся до наших дней образцов эпоса, можно сделать выводы, что татары когда-то представляли Землю плоской, держащейся на бычьих рогах. А бык этот, в свою очередь, крепился на усах громадной рыбы, рассекающей безбрежный океан.

Боги в мифологии татар обычно выполняют каждый свою, личную функцию. Она может быть как положительной, так и отрицательной. Общее же название высших существ – Тэнгри.

Интересны татарские фольклорные произведения, в которых фигурируют представители низшей мифологии: злое чудовище Див; волосатый властелин леса Шурале, способный до смерти защекотать человека; жуткий Убыр, вселяющийся в тело и занимающий место души, и другие колоритные антигерои.

А еще духи, с точки зрения татарской мифологии, хозяйничают в разных стихиях. Например, Су анасы – это мать воды, а Су кызы – ее дочь, Господин воды – Су иясе, а в доме хозяйничает Йот иясе. Их тоже часто можно встретить в произведениях фольклорного творчества.

Баиты

У многих народностей одним из самых распространенных жанров фольклора является эпос. Но только не у татар. Они предпочитают баиты – стихи с двустрочной строфой, чем-то похожие на баллады.

Баиты обычно создавались после каких-то значительных событий в истории: войн, восстаний, гибели уважаемых людей и тому подобное.

Сохранившиеся образцы этого лироэпического жанра имеют, как правило, трагический характер, исторический сюжет и персонажей, списанных с реальных прототипов. Повествование в них ведется от первого лица.

Сказки

Сказки – это, пожалуй, самый популярный, интересный и «живучий» жанр фольклора. Их рассказывали тысячи лет назад – рассказывают и сейчас.

Татары тоже обожают сказки, особенно волшебные. Чаще всего главным героем в них выступает могучий богатырь, способный на самые невероятные подвиги, а в названиях фигурирует слово «батыр». Так, например, до наших дней дошли сказки «Тан-батыр», «Камыр-батыр», «Эпи-батыр» и другие.

Есть в сокровищнице этого народа и сказки о животных, и бытовые. Последние отличаются простотой и лаконичностью. У них понятный, состоящий всего из нескольких эпизодов, сюжет, практически никогда не бывает повторов и витиеватых композиционных элементов. Сказки изобилуют диалогами и часто насквозь пропитаны юмором или острой сатирой. Хорошим примером такого произведения является сказка «Хитрый старик», которую сегодня изучают в школе.

Афористические жанры

Настоящий кладезь мудрости – татарские пословицы и поговорки. Практически все они являются руководством к действию и дают четкие ответы на вопросы, что такое «хорошо» и что такое «плохо». По сути, этот афористический жанр долгое время заменял татарскому народу конституцию, потому что в пословицах и поговорках литературно оформлены нормы права. И соблюдать их нужно было обязательно.

Не менее интересное явление – татарские загадки. Первые из них появились еще в седую старину. Еще в те времена, когда татары выживали за счет охоты и были суеверны. Считалось, что нельзя вслух произносить названия животных, стихий, способов охоты и т.д. Люди свято придерживались табу, а для того чтобы хоть как-то понимать друг друга, придумывали загадки.

В этих шедеврах малых фольклорных форм обычно есть и вопрос, и ответ, скрытый от «невооруженного» глаза, но, в принципе, лежащий на поверхности.

Со временем тематический диапазон татарских загадок существенно расширился, и сегодня в них отражаются практически все сферы жизнедеятельности человека.

Музыка и танцы

В музыке и танцевальном творчестве татар сильнее всего отразилась эмоциональная «струна» народа.
До принятия ислама основным вокальным жанром здесь было одноголосое сольное пение, и сценой для певца часто становились безлюдный луг, поле или берег реки, где человек оставался один на один с природой и рассказывал ей обо всех своих переживаниях. Такие песни обычно бывали длинны и не всегда мелодичны.

А с приходом ислама татарская музыка приобрела восточный «привкус». Получила более гармоничное и разнообразное звучание. Во многом за счет использования таких самобытных инструментов, как кубыз, курай, варган и т.д.

Красноречиво рассказывает о менталитете татар танец. Если танцует девушка, то движения ее пластичны и исполнены грации, застенчивы и лаконичны, однообразны и осторожны. Это символизирует скромность, кротость, покорность женской половины татарского народа. Ну а если на «танцпол» выходит джигит, то двигается он быстро, резко, жестко, каждым своим жестом напоминая о мужественности и решительности.

Когда же соединяются в едином танце два начала – мужское и женское – получается настоящая гармония, к которой люди стремились во все времена, выражая это свое стремление в стихах, песнях, сказках, легендах… Во всем том, из чего состоит фольклор.

Читайте также в разделе «История Казани»

Где в Казани найти улицу «КСКа»?День города КазаниИстория казанского ипподромаИстория Казани: улица Царевококшайская и Ягодный базарИстория театра им. Г. Камала КазаньИстория Казани: Улица БорьбыИстория и реконструкция аэропорта КазаниИстория центрального стадиона КазаниИстория театра оперы и балета им. М. ДжалиляЧто такое Сабантуй и как его отмечают

Самые интересные достопримечательности Казани

Использование фотографий разрешено только с указанием АКТИВНОЙ ссылки на PhotoKzn.ru © 2007-2016
«Гид по Казани» — интересное и необычное в тысячелетней столице Татарстана. Карта сайта
Наверх
Наверх
Подпишись на нас!