Казань. Достопримечательности, афиша, гостиницы, новости и Казань фото
Хорошая КазаньЦентр КазаниРайоны КазаниМетро КазаньВокзал КазаньПогода в Казани 

Наши Фоторепортажи

Стоит ли идти на цветочный фестиваль 2018 в Казани - фотоотчетСтоит ли идти на цветочный фестиваль 2018 в Казани - фотоотчет
Фотоотчет: Зимняя красота голубых озерФотоотчет: Зимняя красота голубых озер
Куда поехать в выходные: Камень желаний в Билярске и Святой Ключ. Фото и легендыКуда поехать в выходные: Камень желаний в Билярске и Святой Ключ. Фото и легенды
Новая набережная в Лаишево - проект "Камское море"Новая набережная в Лаишево - проект "Камское море"
Горкинско-Ометьевский лес чудес: новая достопримечательность КазаниГоркинско-Ометьевский лес чудес: новая достопримечательность Казани

Казанский ТОП

Афиша Казани

Видео Казани

Видео о Волжской Булгарии
«Легенды Казани». Первый канал
Орёл и Решка. Казань
Видео панорама Казани, Волгара и Свияжска с вращением 360 градусов
«Алабута» - пародия на песню о лабутенах по-татарски

Татарские обычаи

Татарские обычаи
История татарского народа уходит корнями вглубь столетий. За долгое время своего существования этот этнос сумел «вырастить» самобытную, интересную, многогранную культуру, объединившую татар-язычников, татар-мусульман и татар-православных. Отголоски всех трех религий, а также множества народов – от тюрков до славян – «слышны» в традициях, обычаях и ритуальных обрядах этого древнего этноса

Свадьба

Традиции, связанные с заключением брака, у татар очень разнообразны и зависят от того, как именно он заключается. Одним из самых древних обрядов, уходящим еще в язычество, является «умыкание» невесты, когда понравившуюся девушку парень просто сажал на коня и вез в дом своих родителей. А чтобы девушка не появлялась там с пустыми руками, по пути они заезжали к каким-то родственникам жениха, и те давали невесте что-нибудь, годящееся на роль подарка. Вот так вот примитивно и начиналась семейная жизнь.

Существовала традиция, когда девушка убегала из дома сама, но подобное поведение в народе осуждалось, и свадьбу в таких случаях не играли.

Самым распространенным у татар считался брак «по сватовству». Он предполагал предварительный сговор между родственниками жениха мужского пола во главе с яучи (сватом) и родителями невесты. Во время заключения договоренности о браке решались вопросы размера калыма, приданого молодой, обстоятельствах проведения свадебной церемонии и т.д. Согласия девушки при этом, что примечательно, не спрашивали.

Если обе стороны оставались довольны условиями договора, назначали свадьбу. На подготовку отводили, как правило, три-пять недель.

Бракосочетание проходило в доме у невесты. Там же устраивали и первое застолье. Но без молодых. У них были другие обязанности. Парень должен был оставаться в родительском доме, а девушка проводила время в окружении подружек в кияу эйе – доме для новобрачных. В качестве него могла использоваться дача (в современном понимании) или жилье кого-то из родственников.  Девушки занимались гаданиями, пытаясь узнать, счастливым ли окажется брак.

Супружеский союз освящал мулла. После прочтения молитв священнослужителем брак считался заключенным.

Потом происходил обмен подарками между родственниками и другие обязательные обряды, которые позволяли жениху оказаться в домике рядом с невестой. В кияу эйе они жили неделю, а потом каждый возвращался к своим родителям.

Молодому мужу позволялось приходить ночевать к родителям жены, но совместного проживания не было до тех пор, пока мужчина не приобретал свое жилье. Иногда на это уходили годы, и в семейное гнездышко женщина «летела» уже с несколькими «птенцами».

Рождение ребенка

С появлением на свет нового члена семьи у татар связан целый ряд процедур ритуально-практического характера.

До середины 20 века роды, как правило, проходили дома, и принимала их бабка-повитуха (бабка-эби). В первые минуты жизни маленького татарина бабка-эби обрезала ему пуповину, мыла и пеленала. В качестве первой пеленки использовалось нательное белье отца. Считалось, что такая процедура поможет малышу сразу же запомнить родной запах и сделает отношения между ним и папой в будущем по-настоящему близкими.

В первый день после рождения ребенку и его маме та же повитуха устраивала баню – бэби мунчасы, а второй был отведен под бэби туе и исем кушу, что означает пир. В дом к новорожденному приглашали муллу и гостей мужского пола. Мулла совершал молитвенный обряд и выбирал для ребенка имя, которое  нашептывал ему на ушко.

Гости ели, пили и веселились, отмечая знаменательное событие. И, только начиная со следующего дня, навещать младенца разрешалось и женскому полу. Эта традиция называется бэби аши. Она существует и в наши дни и предусматривает визиты родственниц, подруг и знакомых молодой мамочки, которые приходят в гости к ней и малышу со всякими разными вкусностями.

Похороны

Думать о смерти и готовиться к ней заранее было свойственно татарам с древних времен. И когда в семье наступал грустный день прощания с кем-то из ее членов, старая женщина доставала материал, который ткала, может быть, всю жизнь. Из этой ткани примерно 15 метров длиной ткали саван.

Согласно традициям, умершего кладут только на твердую поверхность, головой к Мекке. Туловище и конечности накрывают простыней, а голову – полотенцем. Его ни на секунду не оставляют одного. Тех, кто сидит рядом с ним, поят чаем. А в дом постоянно заходят люди. Им раздают саадак – маленькие полезные вещички типа полотенец, носков, платков…  Саадак принято хранить до того дня, когда уже в дом вчерашнего гостя придут похороны.

Над мертвецом нельзя громко плакать и причитать. Омывают его уже на следующий день, когда готова могила и сшит саван. Если умерла женщина, омовением занимаются люди женского пола, а если мужчина – мужского. Вода для этих целей готовится заранее. Над ней читают молитвы.

Обрядив покойника, его выносят из дому ногами вперед, но потом переворачивают. В могилу опускают в саване (хоронить людей в гробу у татар не принято – если кто-то из них в современном мире это и практикует, то гроб не закрывается).

Всем этим занимаются мужчины, а женщины дома моют полы, стирают вещи покойного, раздают «могильное подаяние». Обед в доме умершего запрещено готовить три дня после похорон. Поэтому поминки справляются у соседей или родственников.

Вот такими тремя основными обрядами разбивалась на части жизнь татар когда-то. Многое выполняется и сегодня. Возможно, в модернизированном виде, но корни, уходящие вглубь веков, сохранились.

Читайте также в разделе «История Казани»

Где в Казани найти улицу «КСКа»?День города КазаниИстория казанского ипподромаИстория Казани: улица Царевококшайская и Ягодный базарИстория театра им. Г. Камала КазаньИстория Казани: Улица БорьбыИстория и реконструкция аэропорта КазаниИстория центрального стадиона КазаниИстория театра оперы и балета им. М. ДжалиляЧто такое Сабантуй и как его отмечают

Самые интересные достопримечательности Казани

Использование фотографий разрешено только с указанием АКТИВНОЙ ссылки на PhotoKzn.ru © 2007-2016
«Гид по Казани» — интересное и необычное в тысячелетней столице Татарстана. Карта сайта
Наверх
Наверх
Подпишись на нас!