Казань. Достопримечательности, афиша, гостиницы, новости и Казань фото
Хорошая КазаньЦентр КазаниРайоны КазаниМетро КазаньВокзал КазаньПогода в Казани 

Наши Фоторепортажи

НЕБО над городом - полет над Казанью - фоторепортажНЕБО над городом - полет над Казанью - фоторепортаж
Стоит ли идти на цветочный фестиваль 2018 в Казани - фотоотчетСтоит ли идти на цветочный фестиваль 2018 в Казани - фотоотчет
Фотоотчет: Зимняя красота голубых озерФотоотчет: Зимняя красота голубых озер
Куда поехать в выходные: Камень желаний в Билярске и Святой Ключ. Фото и легендыКуда поехать в выходные: Камень желаний в Билярске и Святой Ключ. Фото и легенды
Новая набережная в Лаишево - проект "Камское море"Новая набережная в Лаишево - проект "Камское море"

Казанский ТОП

Афиша Казани

Видео Казани

Достопримечательности Казани с квадрокоптера
Видео панорама Казани, Волгара и Свияжска с вращением 360 градусов
«Алабута» - пародия на песню о лабутенах по-татарски
Видео о Волжской Булгарии
«Легенды Казани». Первый канал

Татарские обычаи

Татарские обычаи
История татарского народа уходит корнями вглубь столетий. За долгое время своего существования этот этнос сумел «вырастить» самобытную, интересную, многогранную культуру, объединившую татар-язычников, татар-мусульман и татар-православных. Отголоски всех трех религий, а также множества народов – от тюрков до славян – «слышны» в традициях, обычаях и ритуальных обрядах этого древнего этноса

Свадьба

Традиции, связанные с заключением брака, у татар очень разнообразны и зависят от того, как именно он заключается. Одним из самых древних обрядов, уходящим еще в язычество, является «умыкание» невесты, когда понравившуюся девушку парень просто сажал на коня и вез в дом своих родителей. А чтобы девушка не появлялась там с пустыми руками, по пути они заезжали к каким-то родственникам жениха, и те давали невесте что-нибудь, годящееся на роль подарка. Вот так вот примитивно и начиналась семейная жизнь.

Существовала традиция, когда девушка убегала из дома сама, но подобное поведение в народе осуждалось, и свадьбу в таких случаях не играли.

Самым распространенным у татар считался брак «по сватовству». Он предполагал предварительный сговор между родственниками жениха мужского пола во главе с яучи (сватом) и родителями невесты. Во время заключения договоренности о браке решались вопросы размера калыма, приданого молодой, обстоятельствах проведения свадебной церемонии и т.д. Согласия девушки при этом, что примечательно, не спрашивали.

Если обе стороны оставались довольны условиями договора, назначали свадьбу. На подготовку отводили, как правило, три-пять недель.

Бракосочетание проходило в доме у невесты. Там же устраивали и первое застолье. Но без молодых. У них были другие обязанности. Парень должен был оставаться в родительском доме, а девушка проводила время в окружении подружек в кияу эйе – доме для новобрачных. В качестве него могла использоваться дача (в современном понимании) или жилье кого-то из родственников.  Девушки занимались гаданиями, пытаясь узнать, счастливым ли окажется брак.

Супружеский союз освящал мулла. После прочтения молитв священнослужителем брак считался заключенным.

Потом происходил обмен подарками между родственниками и другие обязательные обряды, которые позволяли жениху оказаться в домике рядом с невестой. В кияу эйе они жили неделю, а потом каждый возвращался к своим родителям.

Молодому мужу позволялось приходить ночевать к родителям жены, но совместного проживания не было до тех пор, пока мужчина не приобретал свое жилье. Иногда на это уходили годы, и в семейное гнездышко женщина «летела» уже с несколькими «птенцами».

Рождение ребенка

С появлением на свет нового члена семьи у татар связан целый ряд процедур ритуально-практического характера.

До середины 20 века роды, как правило, проходили дома, и принимала их бабка-повитуха (бабка-эби). В первые минуты жизни маленького татарина бабка-эби обрезала ему пуповину, мыла и пеленала. В качестве первой пеленки использовалось нательное белье отца. Считалось, что такая процедура поможет малышу сразу же запомнить родной запах и сделает отношения между ним и папой в будущем по-настоящему близкими.

В первый день после рождения ребенку и его маме та же повитуха устраивала баню – бэби мунчасы, а второй был отведен под бэби туе и исем кушу, что означает пир. В дом к новорожденному приглашали муллу и гостей мужского пола. Мулла совершал молитвенный обряд и выбирал для ребенка имя, которое  нашептывал ему на ушко.

Гости ели, пили и веселились, отмечая знаменательное событие. И, только начиная со следующего дня, навещать младенца разрешалось и женскому полу. Эта традиция называется бэби аши. Она существует и в наши дни и предусматривает визиты родственниц, подруг и знакомых молодой мамочки, которые приходят в гости к ней и малышу со всякими разными вкусностями.

Похороны

Думать о смерти и готовиться к ней заранее было свойственно татарам с древних времен. И когда в семье наступал грустный день прощания с кем-то из ее членов, старая женщина доставала материал, который ткала, может быть, всю жизнь. Из этой ткани примерно 15 метров длиной ткали саван.

Согласно традициям, умершего кладут только на твердую поверхность, головой к Мекке. Туловище и конечности накрывают простыней, а голову – полотенцем. Его ни на секунду не оставляют одного. Тех, кто сидит рядом с ним, поят чаем. А в дом постоянно заходят люди. Им раздают саадак – маленькие полезные вещички типа полотенец, носков, платков…  Саадак принято хранить до того дня, когда уже в дом вчерашнего гостя придут похороны.

Над мертвецом нельзя громко плакать и причитать. Омывают его уже на следующий день, когда готова могила и сшит саван. Если умерла женщина, омовением занимаются люди женского пола, а если мужчина – мужского. Вода для этих целей готовится заранее. Над ней читают молитвы.

Обрядив покойника, его выносят из дому ногами вперед, но потом переворачивают. В могилу опускают в саване (хоронить людей в гробу у татар не принято – если кто-то из них в современном мире это и практикует, то гроб не закрывается).

Всем этим занимаются мужчины, а женщины дома моют полы, стирают вещи покойного, раздают «могильное подаяние». Обед в доме умершего запрещено готовить три дня после похорон. Поэтому поминки справляются у соседей или родственников.

Вот такими тремя основными обрядами разбивалась на части жизнь татар когда-то. Многое выполняется и сегодня. Возможно, в модернизированном виде, но корни, уходящие вглубь веков, сохранились.

Читайте также в разделе «История Казани»

Где в Казани найти улицу «КСКа»?День города КазаниИстория казанского ипподромаИстория Казани: улица Царевококшайская и Ягодный базарИстория Казани: Улица БорьбыИстория театра им. Г. Камала КазаньИстория театра оперы и балета им. М. ДжалиляИстория центрального стадиона КазаниИстория и реконструкция аэропорта КазаниЧто такое Сабантуй и как его отмечают

Самые интересные достопримечательности Казани

Использование фотографий разрешено только с указанием АКТИВНОЙ ссылки на PhotoKzn.ru © 2007-2016
«Гид по Казани» — интересное и необычное в тысячелетней столице Татарстана. Карта сайта
Наверх
Наверх
Подпишись на нас!